В чем
состоит трагедия Печорина?
Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья иль сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов.
Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" создан в эпоху
правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею "лишних
людей". Печорин - это "Онегин своего времени" (Белинский).
Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе
"силы необъятные", но на совести его много зла. Печорин, по его же
собственному признанию, неизменно играет "роль топора в руках
судьбы", "необходимого действующего лица всякого пятого акта".
Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и
истоки трагизма печоринской судьбы. "Будет и того, что болезнь указана, а
как ее излечить - это уж Бог знает!"
Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным
душевным силам", но обречен исторической действительностью и особенностями
своего психологического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с
тем он сам говорит: "Я люблю сомневаться во всем: это расположение не
мешает решительности характера; напротивЕ я всегда смело иду вперед, когда не
знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не
минуешь!"
Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести
единственное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно
признается Максиму Максимычу: "Е Любовь дикарки немногим лучше любви
знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и
кокетство другой". Герой обречен на непонимание окружающих (исключением
являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни
прекрасная "дикарка" Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч.
Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем
штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина, и то,
что "тоненький" прапорщик недавно находился на Кавказе. Не понимает
Максим Максимыч и глубины страданий Печорина после гибели Бэлы: "Е Его
лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер
с горяЕ" И только по вскользь оброненному замечанию, что "Печорин был
долго нездоров, исхудал", мы догадываемся о подлинной силе переживаний
Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль о
том, что "зло порождает зло". Безразличие героя к старому
"приятелю" приводит к тому, что "добрый Максим Максимыч сделался
упрямым, сварливым штабс-капитаном". Офицер-рассказчик догадывается, что
поведение Печорина не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое
внимание привлекают глаза Григория, которые "не смеялись, когда он
смеялсяЕ Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти". В
чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в "Журнале
Печорина".
Запискам героя предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер.
Повести "Тамань", "Княжна Мэри", "Фаталист"
показывают, что Григорий Александрович не находит достойного применения своим
незаурядным способностям. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и
насыщенных франтов, которые "пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся
только мимоходомЕ играют и жалуются на скуку".
Печорин отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего "сделаться
героем романа". В поступках Григория чувствуется глубокий ум и трезвый
логический расчет. Весь план обольщения Мэри основан на знании "живых
струн сердца человеческого". Вызывая искусным рассказом о своем прошлом
сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мэри первой признаться в любви.
Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом
убеждает последнее свидание героя с княжной Мэри. Поведение героя благородно.
Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Григорий, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому
чувству, но любовь героя очень сложна. Так, чувство к Вере с новой силой
пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную
женщину, которая поняла Печорина совершенно. "При возможности потерять ее
навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести,
счастья!" - признается он. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой
"упал на траву и, как ребенок, заплакал". Вот она - сила чувств!
Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его
любит. Судьба Бэлы, княжны Мэри и Веры доказывает это.
История с Грушницким - это иллюстрация того, что незаурядные способности
Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем
отношении к Грушницкому Григорий по-своему благороден и честен. Во время дуэли
он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние,
пробудить совесть! Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. "Пуля оцарапала
мне колено", - комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя -
большое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий
Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью.
Благородство сочетается с беспощадностью: "Я решился предоставить все
выходы Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра
великодушияЕ Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня
помиловала ". И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп
Грушницкого скатывается в пропастьЕ Победа не доставляет лермонтовскому герою
радости, свет меркнет в его глазах: "Солнц казалось мне тускло, лучи его
меня не грели".
Подведем итоги "практической деятельности" Печорина: из-за пустяка
подвергает свою жизнь опасности Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и
ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок
"честных контрабандистов"; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко
страдают Вера и княжна Мэри; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало
Печорина "топором в руках судьбы"?
Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и
композиция романа подчинены одной цели - углубить социально-психологический и
философский анализ образа Печорина. Григорий предстает в разных повестях цикла
одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. В этом - признак ранней
"омертвелости", того, что перед нами действительно полутруп, у
которого "царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в
крови". Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство
образа одним качеством - эгоизмом. Белинский решительно защищал Печорина от
обвинений в отсутствии высоких идеалов: "Вы говорите, что он - эгоист? Но
разве он не презирает и ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви
чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизмЕ " Но что же это? Ответ на это
вопрос дает нам сам герой: "Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с
самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине
сердца; они там и умерлиЕ " Честолюбие, жажда власти, желание подчинить
своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который "из жизненной
буриЕ вынес только несколько идей - и ни одного чувства". Вопрос о смысле
жизни остается в романе открытым: "Е Зачем я жил? Для какой цели я
родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое,
потому что я чувствую в душе моей силы необъятныеЕ Но я не угадал этого
назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила
их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных
стремлений, лучший цвет жизни".
Мне кажется, что трагизм судьбы лермонтовского героя связан не только с
социальными условиями его жизни (принадлежность к светскому обществу,
политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с
тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое
мышление, "бремя познанья и сомненья" приводят человека к утрате
простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить
мятущуюся душу героя.
Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным.
Печорины есть и сейчас, они рядом с намиЕ А закончить сочинение мне хочется
строками из стихотворения Я.П. Полонского "На пути из-за Кавказа":
И душа на простор вырывается
Из-под власти кавказских громад -
Колокольчик звенит-заливаетсяЕ
Кони юношу к северу мчатЕ
В стороне слышу карканье ворона -
Различаю впотьмах труп коня -
Погоняй, погоняй! Тень Печорина
По следам догоняет меняЕ
|